Темы курсовых работ

Общие рекомендации по работе над курсовыми по истории

В течение года, начиная с первого курса, студенты исторического факультета пишут курсовые работы, логичным завершением которых является защита дипломных проектов.

Выбирая тему курсовой работы, студенту следует прежде всего подумать, насколько она лично его волнует, какие его персональные жизненные и культурные смыслы она актуализирует.
Невозможно плодотворно заниматься исследованием того, что не имеет к тебе непосредственного отношения. Таков принцип любой науки, тем более науки гуманитарной, где по словам В.Дильтея "человек имеет дело со своим собственным миром". Исследователь, вступая в диалог с прошлым, задает ему вопросы, диктуемые его сегодняшними потребностями. В результате любая попытка исторической реконструкции, прежде всего, оформляет собственные жизненные смыслы историка. Как писал известный голландский историк культуры Й.Хейзинга: "История – это прояснение того смысла, который имеет для нас прошлое". При этом возникает труднопреодолимая опасность модернизации прошлого, т. е. приписывание историческим источникам наших сегодняшних мыслей и чувств. Следовательно, в работе с источниками очень важно постоянно отдавать себе отчет в том, что они – продукты иной эпохи с иными ценностями и доминантами. Но, возвращаясь к нашей изначальной мысли, необходимо констатировать и то, что историческое время в отличие от времени хронологического не имеет четко очерченных границ. Любое историческое явление, однажды возникнув, продолжает "жить" ровно столько, сколько длится человеческая история. Это выражается, прежде всего, в том влиянии, которое оно оказывает на наше сознание, уходя иногда в самые глубокие его слои. Выстроить диалог между собственным сознанием и сознанием человека прошлого – задача трудная, но реальная. Она по сути дела является задачей любого исторического исследования, а курсовой проект есть первый шаг на этом пути человека, вступающего в науку. Привлекая всю совокупность имеющихся источников и научной литературы, студент в состоянии сделать самостоятельное открытие (сначала пусть только для себя). Открыть прошлое, взломав печати лежащих на нем тайн, сделать его "живым" и актуальным для людей дня сегодняшнего – вот истинный смысл исторического творчества.

Однако следует осознавать, что данный творческий процесс осуществляется в соответствии со сложившимися в исторической науке правилами. Согласно им, создаваемый историком текст должен отвечать ряду требований. С одной стороны, он показывает уникальность описываемого в нем явления, его самоценность и самодостаточность, а с другой стороны – его связь с существующими рядом с ним иными явлениями, то есть с тем историческим контекстом, в котором оно всегда находится. Кроме того, предмет изучения историка должен рассматриваться в его развитии, с выделением соответствующих этапов и стадий. И тогда в совокупности с раскрытием механизма функционирования изучаемого явления автор создает не только статичное, но и динамичное его изображение, в котором наряду с методом описания используется и метод анализа, предполагающий выявление причин и факторов, обусловивших процесс существования рассматриваемого объекта. Таким образом, в любом историческом исследовании, и курсовая работа не является исключением, задействуются разные методы организации исторического материала: индивидуализация и генерализация, описание и объяснение. В своей совокупности они позволяют создавать максимально многомерный образ прошлого.

Естественно, что требования, предъявляемые к курсовому проекту, несколько ниже, чем к собственно научному исследованию. Ибо в рамках курсовой работы студент при помощи своего научного руководителя только овладевает "ремеслом" историка. И оценивается, прежде всего, процесс продвижения по этому пути. Однако курсовая работа носит, безусловно, исследовательский характер, и в этом состоит её принципиальное отличие от любого реферата. Поэтому, уже на данном этапе от студента требуется творческий подход к изучаемому материалу, умение увидеть в нем проблему, обосновать ее, наметить пути ее решения. Критерии, по которым оценивается курсовая работа, включают в себя и уровень анализа привлекаемых источников, и умение критически (без слепого копирования, выражающегося в бездумном реферировании) пользоваться научной литературой, и способность в своем изложении выделять главное, а не "тонуть" в море подробностей, особенно если они выполняют лишь роль "наполнителей" текста.

При написании курсовой работы студент должен соблюдать и ряд условий, касающихся порядка ее оформления. Основной части работы необходимо предпослать подробный план, в котором указать на какие главы и параграфы она разделена. Работа открывается введением, в котором определяется актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования, его пространственно–временные рамки, обосновывается структура, дается краткая характеристика использованных источников и литературы. Завершается работа заключением. В нем еще раз резюмируются те выводы, к которым пришел автор в основной части, называются проблемы, с которыми он столкнулся при решении поставленных задач, определяются задачи на будущее. В самом конце помещаются необходимые таблицы, карты, схемы, а также список использованных источников и литературы. При оформлении последнего, равно как и ссылок на него в основном тексте, в обязательном порядке соблюдаются требования ГОСТа. Время, которое отводится для написания курсовой работы, необходимо распределять равномерно по обоим семестрам. В противном случае текст неизбежно будет носить сырой, невыверенный и недостаточно фундированный характер. С этой целью, помимо установленного деканатом обязательного зачета, выставляемого за курсовую работу по итогам первого семестра, научный руководитель определяет дополнительные конкретные сроки и формы промежуточной отчетности, а также точный срок подачи окончательного варианта текста курсовой работы. Лучше всего закончить работу над курсовой и получить за неё оценку до начала летней сессии, так как в этом случае курсовая не будет отвлекать от подготовки к экзаменам.

В заключение отметим, что от правильного выбора темы исследования, от верного подбора источников и литературы, от использования всей совокупности исторических методов и принципов, равно как и от выполнения требований, предъявляемых к оформлению, зависит успех курсового проекта. Неоценимую помощь в соблюдении всех вышеперечисленных условий могут оказать каждому студенту регулярные консультации у научного руководителя.

автор рекомендаций О.В.Хазанов