Археографическая практика студентов-историков лета 2019 в НБ ТГУ

Изображение: 

В Научной библиотеке ТГУ завершилась археографическая практика студентов-историков. Под руководством профессора Елены Дутчак первокурсники освоили приемы историко-документальной экспертизы старопечатных книг и изданий нелегальных старообрядческих типографий, изучили не только оригинальные печатные издания, но и их цифровые аналоги.
 

Археографическая практика проводилась в рамках продолжения совместного исследования НБ и лаборатории библиотечных и коммуникативных исследований, которое посвящено «Скитской библиотеке» — книжному собранию старообрядческого таежного монастыря, включающего 250 памятников рукописной и печатной конфессиональной литературы конца XV — начала XXI в.
 

Цифровые копии древнерусских и старообрядческих рукописей с англо- и русскоязычными комментариями размещены на сайте международной программы «Архивы в опасности» (Endangered Archives Programme) и в Электронной библиотеке (репозитории) Томского государственного университета. В настоящее время готовится к оцифровке печатная часть этой уникальной коллекции.
 

Доступность в полном объеме «Скитской библиотеки» имеет огромное значение, — отмечает заведующая лабораторией библиотечных и коммуникативных исследований Елена Дутчак. —Представление ее «древних» и «новых», печатных и рукописных текстов как единого информационного комплекса показывает процессы и результаты освоения культуры кириллического письма и чтения сибирскими крестьянами-староверами.
 

По мнению Елены Ерофеевны, особенно важным является вопрос: при каких условиях цифровой аналог раритетного собрания может стать платформой для решения системно связанных научных, образовательных и просветительских задач. В проекте лаборатории «Модель открытой науки в российских университетах: риски и возможности» он решается с учетом мнения нового поколения исследователей старообрядческих книжных коллекций — студентов-историков.
 

Работа с книгами «Скитской библиотеки» — это уникальный опыт в моей жизни, — считает первокурсница Екатерина Проскорякова. — Впервые держала в руках и исследовала исторические источники, имеющие научную ценность. Я научилась искать информацию для составления археографического описания старопечатного и старообрядческого издания, интерпретировать и критически ее анализировать. Самой главной моей находкой стал рукописный путевой дневник, автор которого направлялся в старообрядческий скит в апреле 1993 года. Возможно, это современный вариант «Путешественников» — описаний маршрутов в легендарное Беловодье, бытовавших в крестьянской среде в конце XVIII — начале XX столетий.

студенты в нб.jpg

 

Восстановление по косвенным признакам истории создания и бытования книги, по мнению практикантов Анны Мананниковой и Ивана Чертова, делает схожим изучение старинной книги с детективным расследованием.
 

Студентка Анна Рязанцева уверена, что работа со старопечатными и рукописными материалами в настоящее время актуальна как никогда:

Возможность оцифровки практически любого книжного памятника, с которым приходится иметь дело историку, обнаруживает неизвестные ранее проблемы. Сегодня недостаточно разместить в Интернете текст, поэтому сопровождение цифровых копий развернутыми научными комментариями — задача первостепенного значения. Это поможет исследователю ориентироваться в постоянно растущем потоке информации и позволит ознакомить широкую публику с тайнами старопечатного и рукописного материала.

студенты в нб 2.jpg

 

Студенческие оценки назначения и качества цифровой презентации текстуального наследия очень показательны. В сущности, они говорят о серьезных сдвигах в современной исторической науке. Исследователю уже недостаточно получить онлайн-доступ к прямой, фактической информации и на этой основе восстановить хронологическую последовательность событий. Сегодня его интересует, например, как чтение и прочитанное влияло на формирование социальных общностей и групповых идентичностей. В этом случае открытые с помощью цифровых технологий вербальные и невербальные данные книжного памятника в сочетании с их квалифицированной оценкой археографа становятся самостоятельным ресурсом развития гуманитарного знания, — подчеркивает Елена Дутчак.
 

Фото Андрея Пархоменко
Источник: http://www.tsu.ru/news/zachem-studenty-fipn-izuchayut-skitskuyu-bibliotek/