Голишева Любовь Александровна

Голишева Любовь Александровна


Жизнь и деятельность доцента Любови Александровны Голишевой неразрывно была связана с историческим факультетам Томского государственного университета: студентка, лаборант, аспирантка, ассистент, старший преподаватель, доцент – вот ступени ее непрерывного профессионального и человеческого роста.

Родилась Любовь Александровна 21 июля 1929 г. в г. Болотное Новосибирской области в семье рабочих. В большой многодетной семье она была старшей. Отец – участник Великой Отечественной войны, инвалид, умер в 1962 г. вследствие ранений.

В 1947 г. Л.А. Голишева закончила, среднюю школу. Еще на школьной скамье задумывалась о профессии, вынашивала мечту о том, чтобы стать либо инженером авиастроителем, либо заняться радиофизикой. После окончания школы Л.А. Голишева по 1956 г. работала старшей пионервожатой в средней школе № 21 Томской железной дороги, секретарем комитета ВЛКСМ, пропагандистом Болотнинского райкома КПСС, первым секретарем Пихтовского райкома комсомола, зав. отделом культуры Болотнинското райисполкома.

Успешное продвижение по служебной лестнице и перспективность партийно-номенклатурной карьеры не смогли заглушить мечту о Томске и любовь к Томскому университету, фотография которого всегда была с Любой. В 1956 г. она, пройдя высокий конкурсный отбор, поступает на историческое отделение ИФФ ТГУ, который и окончила в 1961 г. В студенческие годы за успехи в учебе Люба назначалась на именную (Сталинскую, позднее – Ленинскую) стипендию. С первого курса стала заниматься научно-ис-следовательской работой, выступала на студенческих научных конференциях с докладами, которые отмечались в числе лучших. Почетной грамотой Томского облисполкома Люба была награждена за доклад, с которым выступала, будучи студенткой первого курса. Представленный на 3-м курсе доклад был рекомендован к публикации. Тематика дипломного сочинения стала темой кандидатской диссертации. На 5-м курсе Л.А. Голишева учебу совмещала с лаборантской работой на кафедре истории СССР, где продолжала трудиться и по окончании университета до поступления в декабре 1961 г. в аспирантуру ТГУ по кафедре истории СССР к профессору И.М. Разгону. Полный курс аспирантской подготовки пройти не довелось. С 1 сентября 1963 г. в связи с педагогическими поручениями Любовь Александровну отозвали из аспирантуры на должность ассистента кафедры истории СССР (с 1966 г. – кафедра истории СССР советского периода, в настоящее время – кафедра современной отечественной истории), где она продолжает трудиться по сей день.

Начав свою педагогическую деятельность в университете с лекционного курса и практических занятий по истории СССР феодального периода, Л.А. Голишева в дальнейшем ведет различные лекционные курсы и занятия, читает спецкурсы, руководит написанием курсовых и дипломных сочинений по актуальным и научно значимым проблемам отечественной истории послереволюционного периода. Ею впервые в ТГУ начал читаться курс по истории советской Сибири. Около 20 лет она руководила педагогической практикой студентов ИФ. Лекции, семинарские и практические занятия доц. Л.А. Голишевой проводились и проводятся на высоком научном и методическом уровне. Обладая как истинный педагог творческим подходом к изучаемым проблемам, незаурядным организаторским талантом, Любовь Александровна в своей педагогической деятельности чрезвычайное значение придает индивидуальной и воспитательной работе со студентами, организации их самостоятельной работы, вовлечению в НИРС. «Вы прекрасный педагог, – подчеркивали эту сторону работы своего учителя в приветственном адресе выпускники кафедры 1973 г., – с огромным тактом умели всегда помочь нам в сложных ситуациях. Не случайно наша 382 гр., где Вы были куратором, неоднократно занимала первые места в общеуниверситетских и общегородских конкурсах студенческих групп...».

Научные интересы Любови Aлександровныв сосредоточились на истории межнациональных отношений в Сибири в начале 20-х гг. Блестяще защищенная по этой проблеме в 1970 г. кандидатская диссертация, выступления на всесоюзных, всероссийских, региональных научных конференциях в Томске, Новосибирске, Барнауле, Кемерове, Риге, Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) с докладами и сообщениями, научные публикации получили положительную оценку в исторической литературе.

Л.А. Голишева участвовала в создании двухтомной монографии «Победа Великого Октября в Сибири» (Томск, 1987), отмеченной в 1988 г. премией ТГУ за лучшую научную работу по разделу гуманитарных и общественных наук. В последние годы Любовь Александровна трудится над творческой биографией своего учителя – выдающегося ученого и педагога, лауреата Государственной премии СССР профессора И.М. Разгона, опубликовав по этой теме биобиблиографический указатель «Профессор И.М. Разгон» (Томск, 1988, в соавторстве), 9 статей в сборниках научных трудов и на газетных страницах. Она постоянно принимает участие в обсуждении на кафедре рукописей научных трудов аспирантов, коллег, соискателей.

Более 40 лет (1948–1991 гг.) Л.А.Голишева была в КПСС. Характерная черта Голишевой – активная жизненная позиция. «Я отвечаю за все» – таково ее жизненное кредо с юных комсомольских лет. Секретарь курсового бюро и заместитель секретаря комитета ВЛКСМ ТГУ, член, заместитель и секретарь партийного бюро, председатель профбюро ИФФ – ИФ, парторг кафедры, куратор студенческой группы, заместитель заведующего кафедрой, руководитель агитколлектива и председатель избирательной комиссии в выборных кампаниях, председатель местного комитета университета – таков далеко не полный перечень выполняемых ею в годы учебы и работы в ТГУ общественных поручений. Талантливым организатором и умелым руководителем проявила она себя во главе факультетского целинного студенческого отряда, завоевавшего первое место среди факультетов ТГУ на уборке урожая 1958 г. в Восточно-Казахстанской области и получившего пра-во доставить в Томск Красное Знамя, которым награждена была университетская комсомолия. Будучи избранной в состав ЦК профсоюза работников высшей и средней школы, научных учреждений РСФСР, представляла там томское студенчество.

Однако независимо от объема и важности выполняемых Голишевой поручений главным для нее всегда оставалась и индивидуальная работа со студентами, воспитание в них трудолюбия, честности, скромности и человеческой доброты – качеств, которыми в полной мере обладает она сама. «Мы всегда, – напишут позже ее ученики, – ценили Ваш талант видеть и развивать лучшее в человеке, поддерживать в трудную минуту... Ваше участие, Любовь Александровна, в судьбе своих выпускников, Ваша поддержка способствовали успехам многих из нас и в послевузовский период». Подобные признания далеко не единичны. «Дорогая Любовь Александровна! – напишет в первый после окончания истфака год работы в школе ее дипломница, – если бы Вы знали, сколько раз хотелось мне прийти к Вам на Киевскую, как домой, поделиться, рассказать. И всегда уходить от Вас уверенной, но не успокоенной».