Томский университет и проблема субъектности классических университетов России в контексте трансформации их социальной миссии (конец XIX – начало XXI века)

Изображение: 

Руководителем проекта является к.и.н., сотрудник научно-учебной исследовательской лаборатории «Сибирь: исторические традиции и современность» Алексей Олегович Степнов.

В реализации проекта участвуют д.и.н, заведующий кафедрой российской истории, профессор С.А. Некрылов, д.и.н., профессор кафедры российской истории М.В. Грибовский, к.и.н., ассистент кафедры российской истории В.В. Расколец, а также студентки ФИПН А. Геворкян и Е. Любимова.
 

Американский историк науки Лорен Грэхэм отмечал, что университетская карьера и научные открытия Лобачевского и Менделеева вряд ли были бы возможны, родись они всего несколькими годами ранее. Для политики Российской империи XIX – начала XX вв. в области науки и образования действительно характерны динамичные переходы от либерализации к реакционному режиму. Традиционно считается, что прогресс в науках и развитии университетской корпоративной культуры тогда находился в прямой зависимости от социально-политического контекста. В историографии социальной истории российских университетов эта зависимость является общим местом. Вместе с тем известная ограниченность такого подхода отмечалась как в классических трудах А. Вучинича, так и в современных исследованиях Д.Л. Сапрыкина. Проект направлен на выявление природы нелинейной зависимости корпоративной субъектности российских университетов, базовым элементом которой является социальная миссия, от архитектуры социально-политического режима, которая в истории России, как известно, не всегда соответствовала либерально-демократическим стандартам.
 

В опубликованной на страницах журнала «Былые годы» статье «Университетская профессура и чиновничество позднеимперской России: к проблеме отношений (на материалах по истории Императорского Томского университета)» А.О. Степнов и С.А. Некрылов обратились к периоду действия Общего устава российских университетов 1884 г., который во многом справедливо считается реакционным. Императорский Томский университет (ИТУ) современники называли «детищем» этого Устава. На материалах источников личного происхождения и делопроизводственной документации, хранящейся в Российском государственном историческом архиве и Государственном архиве Томской области, авторам удалось показать, что задуманную Министерством народного просвещения (МНП) трансформацию университетских профессоров в государственных чиновников едва ли можно считать реализованной. Сопротивление этим проектам со стороны профессуры, однако, носило гибридный характер: не вступая в прямой конфликт с попечителем Западно-Сибирского учебного округа и другими чиновниками МНП, профессора и прочие члены преподавательского состава ИТУ тщательно оберегали пространство профессиональных и политических коммуникаций от фиксации источниками, «имеющими доказательную силу». Профессора отрицали все обвинения в неподобающем для чиновника поведении, сохраняя при этом присущие деловому общению между чиновниками такт и вежливость. Подобная тактика позволяла немалому числу томских ученых, прежде всего приверженцев либеральной идеологии, в скрытой форме реализовывать социальную миссию, направленную на создание предпосылок к эволюционному развитию России посредством воспитания сознательного гражданина, просвещения среди студентов и широких общественных масс. Как подчеркивала Т. Маурер, такие установки существенно отличали университетскую профессуру позднеимперской России от революционной интеллигенции. В нашей статье внимание акцентируется на том, что эти же установки, в свою очередь, сближали профессуру с модернизировавшейся бюрократией Российской империи конца XIX – начала XX в. Вместе с тем уклонение профессоров от надзора чиновников порождало со стороны последних хроническое недоверие, достигавшее подчас параноидального уровня. Поэтому в делопроизводственной документации МНП мы встречаем альтернативный образ университетских ученых – радикальной силы, «угрожающей законному порядку вещей в Российской империи». Такова была цена за сохранение субъектности университета в период действия Устава, согласно которому этот университет был исключительно объектом государственной воли.
 

 

В прочих статьях и докладах участников проекта, представленных на VI Всероссийской конференции с международным участием «Славянский мир в условиях современных вызовов», а также в рамках организованной М.В. Грибовским секции «Разрывы и преемственности университетской истории» II Всероссийской научной конференции с международным участием «Творческая лаборатория историка. Темпоральные дискурсы: соединяя прошлое и будущее», изложены дополнительные аспекты исследуемой проблемы, в т.ч. на примерах советских и постсоветских университетов России.
 

По результатам проекта, на материалах по истории российских университетов, и прежде всего Томского университета, дореволюционного, советского и постсоветского периодов, предполагается выявить основания для сохранения корпоративной культуры классических университетов, фундаментальной предпосылки для научного развития, в социально-политическом окружении, угрожающем автономии этой культуры и прогрессу в науках. Мы рассчитываем, что эти выводы предварительно затронут и теорию университетских исследований: в аспекте определения субъектности как имманентной черты доклассического, классического и постклассического университета – черты, позволяющей университету в основе своей оставаться неизменным в условиях меняющейся социально-политической реальности.